Внеурочная деятельность 2017.

Внеурочная деятельность 2017.. Закон, Общество, Семья и дети

Обязаны ли дети ходить на внеурочную деятельность? Почему школы заставляют детей заниматься внеурочной деятельностью? Почему наши дети должны столько времени проводить в школе и заниматься ненужными и неинтересными видами внеурочной деятельности в обязательном порядке? Я уже писала о внеурочной деятельности в начальной школе в 2015 году, но после этого в образовательном законодательстве произошел ряд изменений. Поэтому, стоит вернуться к этой теме еще раз.

На данный момент вопросы внеурочной деятельности регулируют два документа: ФГОС начального общего образования, утвержденный Приказом 373 от 06.10.2009, и Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”. Почему-то эти документы друг другу противоречат. Однако, школы руководствуются последним, т.к. в нем очень четко прописано, что учащиеся обязаны посещать занятия по внеурочной деятельности. В качестве уступки ученикам, документ предусматривает максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности: до 1 350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования. Это около двух дополнительных уроков в день. А еще, разрешили засчитывать внеурочную деятельность, проводимую в сетевых формах или в форме электронного обучения.

В чем суть противоречия?

п. 19.10 ФГОС начального общего образования утверждает, что:

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Подчеркну: на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.                       

В то же время, в Письме от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”, прописывается, что:

«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным

 

Заметили несочетаемое сочетание слов ДОБРОВОЛЬНОЙ и ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ? Сразу вспоминается шутка о «добровольно-принудительном порядке», с которой мы, школьники, всегда связывали различные школьные скучные мероприятия, которые крали наше свободное время. Время идет, появляются новые знания, новые методики, потребности в новых навыках людей, а в школах ничего не меняется. О какой демократии можно говорить в стране, в которой даже в школе нет демократии? С вопросом о том, как объяснить это противоречие, я обратилась в Министерство образования. Как только придет ответ – поделюсь с вами соображениями наших законодателей. Конечно, придумают как выкрутиться.

Почему эта тема близка лично мне? У меня двое детей занимается в школе. У каждого из них свои увлечения: один любит изучать различные программы на компьютере, программирование, а другой обожает лепить из пластилина свои собственные миры. Ничему из этого школа не может уделить внимание, потому что из всех учеников такие интересы только у них. Почему они должны ходить на то, что им не интересно в ущерб своим реальным интересам? На мой взгляд, обязательной школьной программы вполне достаточно. Конечно, школа обязана предоставить возможность детям дополнительно заниматься, но заставлять их этим заниматься – это уж слишком!