Под общую гребенку.

Рубрики: 
Под общую гребенку.. Люди, Политика

Небольшая история о жизни семьи выселенных в 1944 г крымских татар. История рассказана мне непосредственной участницей в очереди на прием к специалисту. Очень позитивная, общительная женщина, в возрасте около 80 лет. Передаю ее историю от первого лица.

Мне очень нравится медицина. Я всегда хотела учиться, но жизнь сложилась иначе. И даже довольно высокая должность отца в советской армии не помогла моей мечте сбыться.

Мой отец был военным советской армии, обучал солдат. В годы войны служил, а мы с мамой жили в Крыму. Мы, крымчане, в годы войны были под фашистами. Было нелегко, все ждали освобождения. Но освобождение не принесло нам никакого облегчения.

Закончился обычный день 1944 года. Мне было 9 лет. Мама только уложила нас, детей, спать. И вдруг, в дом стучат, мама о чем-то разговаривала с пришедшими. Они дали нашей семье 15 мин на то, чтобы собрать самые необходимые вещи. Среди пришедших был и знакомый нашей семьи, который тоже помогал собирать вещи. Он признался, что знал о департации, но не имел права рассказывать об этом. Уже 6 раз крымские татары, коренное население Крымского полуострова, подверглось гонениям.

Пока нас везли в Узбекистан мы продавали те ценные вещи, которые успели собрать. За вырученные деньги покупали еду. В Узбекистане нас поселили в колхозе и запретили покидать свой населенный пункт. Было трудно, особенно маме. Она старалась как могла, много работала в колхозе.

Многие наши односельчане татары погибли. Я до сих помню, где их могилы.

После победы советской армии в 1945 г отца отправили в Туркестанский военный округ (в Ташкент), где он продолжал служить. Мы, дети, росли. Я хотела стать врачом, поехать учиться в город. Пугало то, что в Узбекистане было очень строгое отношение к татарам, им нельзя было покидать свою деревню. Но я понадеялась, что высокая должность моего отца поможет мне достичь моей мечты. И в 16 лет рискнула поехать учиться, но попала в тюрьму.

До сих пор очень хорошо помню ту ночь. В стенах не было окон – были только решетки. И вокруг мужчины узбеки. Я так и не смогла заснуть – было страшно. Я была еще очень молодая, мне хотелось жить свободной жизнью. Но вот утром в коридоре я увидела мужчину европейской внешности с папкой для документов в руках. Очень солидный, симпатичный мужчина.  В него запросто можно было влюбиться.

Я подбежала к решеточной двери и стала его умолять помочь мне. Он услышал, попросил, чтобы меня выпустили. В кабинете я рассказала ему свою историю, на что он ответил мне, что очень хотел бы помочь, т.к. у него самого дочь моего возраста. И он помог. Помог чем мог – выписал мне временное освобождение на три дня. За это время я вернулась обратно в свое село и до 1956 года никто из нас больше не пытался его покинуть. В 1956 году нас, крымских татар, освободили – разрешили свободно перемещаться по Узбекистану.

Но у меня уже была другая жизнь, колхоз. Зато дети у меня все образованные. И внуки получили высшее образование, уже 8 правнуков. Скоро девятый родится.

26 лет уже живу в Крыму. Сначала переехали сюда мои дети по очереди. А потом они и меня забрали.

Для справки: Операция по депортации крымских татар началась 18 мая 1944 года, то есть практически через неделю после освобождения полуострова. А уже 20 мая 1944 года на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л. П. Берии была отправлена телеграмма, что все сделано.

Согласно многим источникам от выселения освобождались участники крымского подполья и члены их семей, фронтовики и их родственники. 

В 1967 году был принят указ Президиума Верховного совета, который снимал с крымских татар обвинения в коллаборационизме и признавал их полноправными советскими гражданами. Но вернуться на малую родину крымско­татарский народ смог только в 1989 году, после того как послевоенная депортация была признана незаконной. 

Источник: https://nstarikov.ru/blog/65996

Максимальное испытания крымского татарского народа произошло во время масштабного голода в СССР 1946—1947 годов, во время которого погибло по оценке М.Эллмана около 1,5 миллиона человек, из которых до 16 тысяч крымских татар.

В течение 12 лет, до 1956 года, крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах. Все спецпереселенцы были поставлены на учёт и были обязаны регистрироваться в комендатурах. Постановлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1947 г. и Указом Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 г. положение спецпереселенцев было ужесточено: переезд в другой район мог быть разрешён лишь при наличии «вызова» от близких родственников; за несанкционированный выход за пределы разрешённого места поселения угрожало наказание в виде пятидневного ареста, а повторное нарушение рассматривалось как побег с места ссылки и наказывалось 20 годами каторги. Указом от 13 июля 1954 года ответственность за самовольное покидание места ссылки была снижена до 1 года заключения. Формально за спецпереселенцами сохранялись гражданские права: они имели право участвовать в выборах, коммунисты влились в местные партийные организации.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Депортация_крымских_татар

Как показала эта история, нередко никто не разбирался детально в том, являлись ли выселяемые членами семьи военнослужащих.

Комментарии: