Тупо интегрировать или научить ребенка жить со своими особенностями?

Тупо интегрировать или научить ребенка жить со своими особенностями?. Наука и образование, Семья и дети, Экология и здоровье

Последнее время в обществе много разговоров про инклюзивное образование (интеграцию). Одни утверждают, что люди с ограниченными возможностями имеют право получать все те же услуги, что и люди с обычными возможностями. Другие не могут понять для чего нужно жить жизнью, созданной для большинства, если твои физические или ментальные возможности не приспособлены для такой жизни.

В 1994 г на экраны вышел фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп». Мама главного героя во что бы то ни было хотела, чтобы ее сын учился в обычной школе. Она отказывалась смириться с тем, что он имеет особенности умственного развития. Там он познакомился с девочкой, которая навсегда станет его единственной любовью да еще в дальнейшем это помогло парню попасть в армию наравне с другими гражданами США. Собственно это и все. Несмотря на то, что он он учился в обычной школе наравне  со всеми не проснулся в нем интеллект и не смог он стать знаменитым ученым, или банкиром , или устроиться на другой требующей хорошего образования специальности. Зато все свое детство он подвергался издевательствам со стороны одноклассников.

Так стоил ли такой результат усилий его матери и его страданий? Он совершенно спокойно мог бы работать газонокосильщиком и имея образование спецшколы. Более того, занимаясь в спецшколе по облегченной программе, он бы имел больше свободного времени. А вот во что действительно стоило бы вкладывать усилия так это в обучение его таким видам деятельности, которые будут действительно полезны в его будущей жизни. Найти его сильные стороны и развивать именно их. В его случае это мог бы быть теннис. У него был талант к этому виду спорта, но мать этого не могла знать потому что была слишком занята тем, чтобы он был «обычным» ребенком.

Если есть у ребенка с особенностями есть способности к математике, то пусть углубляется в нее, а если есть способности в общении, то пусть развивается в этом направлении. Отличный пример отличной адаптации ребенка к окружающим условиям это история Ника Вуйчича. Он не строит себя «такого же как все», а очень ловко извлекает пользу из своих особенностей.

Есть в этом фильмееще одна сюжетная линия – военного, который потерял ноги во время войны. Он потерял смысл жить, потому что его предки были военными и он просто не мог представить себя в другой сфере. Но оказалось, что у него настоящий талант в обращении с деньгами. И благодаря ему он сумел обеспечить безбедное существование и себе и Гампу.

И вот вопрос: так почему же родители детей с особенностями так бояться признать их слабости и начать искать их сильные стороны? То что они не знают других способов жизни, помимо тех, которыми живут они, вовсе не означает, что таковых не существует. И вместо того, чтобы направить свои усилия на усиление сильных сторон своего ребенка, они фокусируются на его «проблемах" и всеми силами стараются с ними справиться.

Более того, если в спец школе все пространство приспособлено для того, чтобы в нем находились дети с особенностями, то в общеобразовательной школе этого нет. В результате ребенок с особенностями намного чаще нуждается в помощи сопровождающего. Это делает их еще менее самостоятельными. Не стоит забывать также и о других детях, условия обучения которых нередко ухудшаются с появлением в их классе детей с особенностями развития. Кроме того, усложняется работа учителей, ведь учеников в классе по-прежнему более двух десятков, только теперь еще есть и отдельные ученики, которые требуют особенно много внимания. Особенно сильно усложняют учебный процесс дети с особенностями умственного развития.   

Закончить эту статью мне хочется словами Ника Вуйчича: «Моя миссия — это помочь людям найти свой путь в жизни». К сожалению, не все родители искренне хотят помочь своему ребенку найти ЕГО / ЕЕ путь в жизни.

Комментарии: