Образование в России. Тенденции и особенности.

Образование в России. Тенденции и особенности.. Наука и образование, Семья и дети

Образование в современном мире – неотъемлемая часть жизни. Именно образованность позволяет дать шанс всем людям проявить свои таланты и возможности. Именно образование позволяет детям алкашей и наркоманов, детдомовцам вырваться из нищеты и сравнять уровень жизни свой и своих детей с уровнем жизни богатых наследников (если, конечно, эти бедные дети приложат максимум усилий для этого, а не повторят путь тех людей, с которых началась их собственная жизнь).

Несколько столетий народ боролся за то, чтобы у их детей была возможность получать образование не зависимо от достатка семьи и половой принадлежности. А вот современная молодежь не хочет понимать, какие возможности открыли перед ними их предки, с готовностью отдававшие свои жизни в борьбе за то, что сейчас кажется естественным правом каждого человека. Нередко от школьников можно услышать, что их «заставляют учиться» и тем самым «лишают свободы выбора». Большинство школьников воспринимает обучение как издевательство, вместо того, чтобы заглянуть в прошлое и перспективу.

В прошлом можно увидеть конкретные примеры устройства жизни в мире, где нет всеобщего образования – эта жизнь похожа на систему каст в Индии. Родился нищим – нищим и умрешь, и дети твои умрут нищими, и никак не вырваться из нищеты.

Заглянув в будущее, школьник может представить свою жизнь после школы. Если он учится плохо, не обладает никакими неординарными способностями, то его жизнь весьма предсказуема: стройка, доярка, дворник и т.п. и вечное пьянство от пустоты в душе. Образование же дает шанс (не гарантирует!) найти применение всем своим способностям, проявить себя, заработать более светлое будущее своим детям. Этот шанс надо правильно использовать, что удается далеко не всем, поэтому так много примеров, когда люди образованные оказываются на улице наравне с необразованными.

Советскому времени мы обязаны тем, что образование стало доступным для всех. Но ему же мы обязаны и тем, что современное устройство системы образования, медленное внедрение новых методик образования не обеспечивают дифференцированного отношения к каждому ученику. В результате, одни дети хорошо усваивают программу, а другие отстают настолько сильно, что не могут нагнать уже никогда. А ведь большинству неуспевающих учеников можно помочь, если вовремя выявить их проблемы, уделить им чуть больше внимания, научить обучаться самостоятельно. Если ученики умеют самостоятельно работать, то они всегда смогут догнать программу, если приложат для этого усилия.

Однако, система обучения делает упор на «вдалбывание» готовых знаний и совершенно не уделяет внимания тому, чтобы научить школьников самостоятельно получать знания. Не развита система поощрения собственного мнения, даже наоборот. Никогда не забуду, как преподаватель русской литературы после того, как я высказывала свое мнение по прочитанному, говорила: «Невнимательно читала». В результате, я читать перестала, брала краткое содержание, слушала на уроке ее мнение и потом просто воспроизводила его своими словами. Так и большинство учеников сначала учатся держать свое мнение при себе, а потом и вовсе перестают иметь собственное мнение.

Вся эта доктринная система и вызывает волну возмущения у учеников. Ведь она подавляет индивидуальность. И если срочно не изменить эту систему, не обратиться к опыту ведущих иностранных школ (система образования Англии, США), то мы потеряем много интеллектуальных ресурсов. Ведь мало «вдолбить» знания, необходимо научить их применять.

Россия продолжает заложенные Советским Союзом основы всеобщего образования. Получение общего образования – право всех людей, оказавшихся на территории РФ. Законодательство гарантирует обучение в школе для каждого ребенка, оказавшегося на территории России, независимо от гражданства, вероисповедания, расы и пола. Что означает, что любой ребенок, оказавшийся на территории нашей страны (естественно, легальным путем) имеет право беспрепятственно поступить в российскую школу и обучаться в ней наравне с другими учащимися (т.е., если школа бесплатная государственная, то никто не имеет права взимать плату за обучение иностранного ребенка). Сама же школа получает за этого ученика выплаты от государства по тому же нормативу, что на остальных детей.

В этом учебном году школы столкнулись с некоторыми нововведениями, которые призваны улучшить качество обучения детей. Самым серьезным из них является введение обязательного второго иностранного языка. Позиция министерства образования и науки по этому вопросу проста: даже, если в дальнейшей жизни иностранные языки не пригодятся вашим детям, то, по крайней мере, их изучение заставит мозг детей развиваться активнее. При изучении иностранных языков развивается память, структурируется логика, расширяется мировоззрение,  дети узнают о жизни в других странах.

Кроме того, с этого года все бумажные учебники имеют электронные версии для планшетов. Предполагается, что использование планшетов позволит больше заинтересовать учеников в обучении, сделать его частью жизни – ведь планшет всегда можно взять с собой и при возможности почитать уроки (например, в автобусе  или в очереди). Главная проблема с которой могут столкнуться учителя и ученики – неравные доходы родителей всех учеников. Это может привести к тому, что в классе будут ученики, которые вынуждены использовать бумажные учебники, и ученики, которые будут ходить на занятия с планшетами. Естественно, наличие планшета будет повышать уровень значимости этих учеников, что приведет к нарастанию дискриминации по признаку материального достатка в классе.

Комментарии: