Свадебные традиции славян

Свадебные традиции славян. Культура/искусство, Семья и дети

Свадьба во все времена является самым главным событием в жизни людей: она непросто изменяла статус молодоженов, изменяла их уклад жизни, список обязанностей, но и давала начало продолжению рода. В ранние времена решение о свадьбе и подбором пары занимались родители или рдственники жениха и невесты. Пожелания самих жениха и невесты учитывались редко:

"Тошно жить без милого, а с немилым тошнее", "Страшно видится: стерпится (сбудется) – слюбится."

Это было связано с тем, что родители жениха и невесты стремились объединить два рода примерно одного достатка или социального статуса, чтобы сохранить богатства и родовитость семей, обеспечить внукам будущее не хуже, чем у их родителей. И невесту и жениха выбирали не по их личным качествам (это было мало известно), но по истории их рода, качеству семьи их родителей.

Наши предки предпочитали отмечать свадьбы осенью - после уборки урожая, когда было достаточно прдуктов, а основные работы завершены. 

Объединение двух молодых происходило в несколько этапов: сватанье, смотрины, помолвка (рукобитие, заручины) и сама свадьба.

Традиция венчания относительно молодая: среди дворянства она стала принята с приходом на Русь христианства, а к концу 17 века распространилась и среди простого люда. Только брак, заключенный в Церкви признавался действительным. Однако, с марта 1917 г., когда началось гонение христианства, на территории Светского Союза настоящим браком стал только зарегистрированный в актах гражданского состояния.

Многие Священники продолжали освящать браки параллельно с их официальной регистрацией, но, как правило, происходило это тайно. Но именно смелость Священнослужителей позволила сохранить христианство в сердцах людей.

На Сватанье сваты со стороны жениха приходили в дом к невесте, нахваливали жениха, его семью и уговаривали семью невесты и невесту  отдать его за жениха. В некоторых областях невеста имела право голоса и могла выразить свое согласие или несогласие местными традиционными способами.

На Смотрины родители невесты приходили в дом жениха, оценивали их достаток. Если что-то их не устраивало они имели право отказать жениху.

После всех согласований, обсуждений и вынесения положительного решения освадьбе проходили заручины или помолвка. После этого считалось, что свадьбу расстраивать уже нельзя никак (только такие обстоятельства как смерть или побег одного из будущих супругов). В этот же день назначался день свадьбы.

Девичник прохдил непосредственно перед свадьбой и представлял собой сплошную грусть: невеста прощалась со своими незамужними подругами, со свей беззаботной молодой жизнью и настраивалась на новый взрослый этап своей жизни, появление новых обязанностей и трудностей семейной жизни.

Тем временем замужние родственницы с обеих сторон, которые живут в счастливом браке пекут свадебный каравай, который и станет главным свадебным хлебом.

Сам же свадебный день состоял из четко сформированных традиций, которые формировались на основании языческих верований людей в то, что каждое действие, каждое растение, животное или сказаное слово имеют мистический смысл. Эти традиции могли отличаться в разных общинах.

Комментарии: