Как сделать ребенка самостоятельным: что должен уметь десятилетка.

Нажмите здесь, чтобы свернуть/развернуть
Об авторе этого блога:

Психолог, коуч, профконсультант. Консультирую в Симферополе и онлайн в Viber и WhatsApp +7978 0529771.

Как сделать ребенка самостоятельным: что должен уметь десятилетка.. Психология и религия, Семья и дети

Наши дети вырастают очень быстро. Так быстро, что и в 20 лет они нам кажутся малышами, которых надо без конца опекать. Но ведь все хорошо в меру.  В воспитании мера важна особенно. Мой один родственник – здоровяк с возрастом за 30 дома даже подогреть еду самостоятельно не может. Имеется и сосед пенсионного возраста, который рассказывал, что может весь день проходить голодным, если жены нет дома. Даже представить трудно, как он будет жить, если жене придется провести какое-то время в отъезде или в больнице!

Содержание
1. Разговаривать с незнакомцами.
2. Не заблудиться.
3. Управлять своими заданиями, планами, временем.
4. Следить за своими вещами, помогать по дому.
5. Приготовить себе пищу.
6. Решать межличностные проблемы.
7. Справляться с нагрузками.
8. Управлять деньгами.
9. Принимать решения.
10. Все могут ошибаться.

С женщинами тоже случаются смешные ситуации, когда она начинает жить с молодым человеком. Нередко приходится с нуля учиться и готовить, и убираться. А некоторые для этого приглашают маму.

Многие семейные пары совершенно не умеют распоряжаться финансами. В результате, семья может быстро распасться из финансовых трудностей.

Возраст 10 лет – самый оптимальный для формирования основных жизненных умений, что и является важной частью воспитания детей. Ведь дальше начнется уже подростковый возраст и процесс обучения станет сильно затруднен сложными переменами в характере подростка.

Многие советы ниже взяты из книги Джули Лискотт-Хэймс (Julie Lythcott-Haims) "Как вырастить взрослого", а также собственного опыта и ряда другой литературы.

Разговаривать с незнакомцами.

Мы все помним, как нас учили не говорить с незнакомыми дядями и тетями. И это в корне не правильно! Ребенок должен знать и уметь спросить дорогу, попросить о помощи, если надо. Гораздо правильнее будет объяснить ребенку, в каких рамках должно проходить общение, ведь есть люди с нехорошими намерениями.

Например, не стоит подходить близко к машине, когда та останавливается, и водитель что-то спрашивает. Нельзя ходить ни со знакомыми, ни с незнакомыми к ним домой не предупредив родителей. Кстати, в большинстве случаев именно знакомые и даже друзья заманивают детей в дома к извращенцам!

Не заблудиться.

Многие родители умудряются водить ребенка в школу недалеко от дома даже во втором классе и старше. Мало того, что в глазах одноклассников он смотрится смешно, так еще и сам не умеет ориентироваться в пространстве. Такие дети плохо привыкают к новой обстановке, плохо запоминают дорогу, не умеют определять ориентиры.

Управлять своими заданиями, планами и временем.

В 10 лет ребенок уже может сам собрать себе портфель, школьную форму, вовремя взять чистую тетрадь. Он способен следить за временем и знает, когда ему надо выйти в школу, проснуться, пойти на тренировку. Правда, уроки большинство детей делать не любят, поэтому об этом придется напоминать еще долго.

Читайте также:
Омбудсмен рассказала о правах и обязанностях ребенка.
 
 

Следить за своими вещами и выполнять домашнюю работу.

Ваш ребенок вполне может снять школьную одежду, когда пришел со школы. Сложить грязные вещи в корзину для белья или в стиральную машину. Достать белье из стиралки и развесить его. Вымыть посуду, убрать на столе. Даже погладить при необходимости – вполне в их силах. А еще приглядеть за младшим братиком или сестричкой.

Приготовить себе пищу.

Разогреть еду или приготовить простейшие блюда типа яичницы, каши – это должно быть вполне естественно. Тем более, в наше время есть множество приспособлений, которые делают этот процесс максимально безопасным – мультиварки, микроволновки, электрочайники. Можно не переживать, что ребенок забудет выключить прибор.

Решать межличностные проблемы.

Это очень важный навык, который ему придется приобрести рано или поздно. И лучше, если это произойдет сейчас, пока его родители смогут его подстраховать в случае серьезной опасности.

Мы родители, не должны отстраняться от его проблем. Мы по-прежнему в них участвуем, но не напрямую, а объясняя, как может обернуться ситуации при разных способах реакции на нее. Вмешаться можно в случае реальной опасности, чтобы ребенок не привыкал искать спасения где-то, а учился защищать себя и свою семью. Например, что будет, если полезть в драку. Или что будет, если позволять себя унижать. Поиграйте с ребенком разные ситуации и как они будут развиваться, если он поведет себя так или иначе.

Справляться с нагрузками.

Контрольная и показательное выступление в секции в один день? Ну и что. Он справится. Уже сейчас надо понемногу готовиться к взрослой жизни, где все проблемы любят свалиться просто в один день, но надо устоять. Поддержите психологически, объясните, что он сильный, способный и вполне справится.

Управлять деньгами.

Очень часто в школе приходилось наблюдать, как одноклассники спускали деньги, которые им дают на полноценный обед, на сладости или сигареты. О личных сбережениях у них вообще никакого понятия не было. Многие дети мечтают о красивой кукле или прыгающей машинке, но им даже в голову не приходит, что если не тратить каждый день карманные деньги на конфеты, то вполне можно насобирать на свою мечту за какое-то время. Именно так делают сознательные взрослые, перед которыми нередко стоят задачи имея небольшой доход, умудриться каждый год собрать детей к школе, накопить на квартиру или машину. Учиться этому надо с детства.

Кроме того, многие дети могут выполнять несложную работу, за которую можно платить. Например, если мама шьет заказы на дому, то ребенок может помочь распороть вещь. А вот за домашнюю работу лучше не платить, ведь взрослые в семье ее выполняют и не получают за это деньги. Это неоплачиваемый труд, который мы выполняем для того, чтобы всем нам приятно было находиться в квартире или кушать из чистой посуды. И ребенку лучше понимать, что родители заслуживают того, чтобы им помочь.

Принимать решения.

Ребенок должен осознать, что любое принятое им решение, совершенный поступок имеют свои последствия. Если он оденется недостаточно тепло, то замерзнет на улице. А вот, когда мы взрослые постоянно подробно указываем, что и как делать, то ребенок вырастает слабовольным и безынициативным, что в будущем может подпортить ему жизнь.

Все могут ошибаться.

Очень важно, чтобы ребенок с детства понимал, что даже самый авторитетный источник информации может ошибаться. Например, можно умышленно давать неправильный ответ на простой вопрос. Если ребенок сам не подловил вас на том, что вы ошиблись, то надо навести его на мысль об этом. А потом подчеркнуть, что ошибаться может каждый, поэтому все надо подвергать сомнению. В том числе, и учителя не всегда правы. Но еще очень важно объяснить, что надо не подловить на ошибках стараться, а именно удостоверяться в верности чьего-то утверждения.

Кроме того, надо науччить ребенка правильно относится к его собственным ошибками и неудачам. Он должен понимать, что ошибается только тот, кто ничего не делает. Важно после этого суметь восстановиться и начать жизнь снова с новым опытом, и с большим усердием.

Комментарии: